Обзор российского рынка бижутерии

Российский рынок бижутерии оценивается более чем в $600 млн. в год, он растет ежегодно на 30%-40%. Самым быстрорастущим сегментом являются аксессуары для волос. По количеству продаваемых позиций на российском рынке бижутерии традиционно лидируют кольца, цепи и серьги. Лидером в направлениях является классика, на долю которой приходится 20-30% продаж.

Бижутерия и аксессуары занимают 20% рынка украшений. Основными потребителями на рынке бижутерии являются женщины, доля которых составляет 90-95%. Каждая девушка 16-25 лет приобретает в год минимум одно изделие бижутерии, лишь каждый 25-й мужчина покупает или получает в подарок запонки, заколку для галстука или другую бижутерию, в то время как почти каждая вторая женщина в России ежегодно становится обладательницей нового украшения. Спрос на бижутерию сильно подвержен влиянию моды. На рынке бижутерии можно выделить три основных ценовых сегмента: дешевая (цена колеблется в пределах 100-500 руб.), cредняя по цене (500-1500 руб.) и дорогая бижутерия (1500 руб. и выше). По количеству проданных изделий лидирует дешевая бижутерия - ее доля составляет 50% объемов продаж в натуральном выражении. Немного уступает ей бижутерия среднеценовой категории, чья доля составляет 40 % рынка. Только 10% приходится на дорогую бижутерию от известных домов моды.

Оценки экспертов относительно объема рынка украшений и его сегментов различны: от $2 млрд. на рынок ювелирных украшений, занимающих около половины всего рынка украшений, до $3-6 млрд. на рынок бижутерии и молодежных аксессуаров, которая занимает около 20% рынка украшений. Обычные украшения из золота и серебра занимают половину рынка украшений, доля наручных часов - 20%, драгоценные украшения класса "люкс" занимают около 10% рынка украшений, бижутерия и аксессуары занимают 20% рынка украшений.

Объем импорта бижутерии в 2005 г. составил $ 22 931 179 в денежном выражении или 337 181,2 кг - в натуральном выражении. Основными странами-импортерами являются Польша и Швейцария.

Безусловным лидером на рынке цветных страз является продукция фирмы Swarovski. Тщательно подобранная комбинация из природных минералов и кварцевого песка с добавлением свинца, олова, и серебра подвергается обжигу и впоследствии, медленному охлаждению во избежание появления трещин и инородных включений. Благодаря такой технологии кристаллы Swarovski отличает огненный блеск, интенсивный перелив спектральных цветов, идеальный срез.

Холдинг "Марта" (владелец розничных продовольственных сетей Billa и Grossmart) активно продвигает на растущем рынке бижутерии свой проект под названием PurPur. Сегодня руководство многопрофильного холдинга "Марта" создало розничную сеть магазинов бижутерии и аксессуаров PurPur, которые располагаются в торговых центрах.

Приход в Россию крупных международных сетей по продаже бижутерии и аксессуаров - британской Diva и американской Clairs - заставил отечественных дилеров дамских украшений пересмотреть стратегию бизнеса. Российские поставщики бижутерии уходят в более высокий ценовой сегмент и делают ставку на развитие собственной розницы.

Российский рынок бижутерии переживает бум. За полтора года объем продаж неювелирных украшений вырос на 100%. Невиданная до сих пор мода на бижутерию привлекла в Россию крупнейших мировых ритейлеров в области украшений и аксессуаров. Первыми в 2004 г. стали британская Accessorizes и итальянская Colors&Beauty, а затем на российский рынок вышли британская Diva и американская Clairs.

У большинства ритейлеров, работающих в этой сфере, схожие стратегии бизнеса: они ориентируются на массмаркет (средний чек на бижутерию в магазинах составляет $20) и вкладывают в развитие розничной сети.

Разнится и рентабельность бизнеса российских и зарубежных игроков: если у Acceccorizes, по оценкам аналитиков, этот показатель в прошлом году составил 300%, то крупнейшие отечественные поставщики бижутерии оценивают его в 20-30%.

Сегодня на рынке бижутерии и неювелирных украшений, по оценкам экспертов, работает около 50 оптовых продавцов, из них 5-7 - крупные поставщики, занимающие в сумме около 30% рынка. Наиболее весомыми считаются "Селена", "Бьюти-Лэнд", "Грей Стоун", "Камео-Бис" и петербургская Etalon-Jenavi - единственный игрок на рынке бижутерии, продающий продукцию только собственного производства. Недавно компания заключила эксклюзивный договор на закупку кристаллов Swarovski для производства своих изделий, и сейчас также ориентируется на ценовой сегмент от среднего к премиальному. Уход в более дорогую ценовую нишу российские поставщики сопровождают развитием собственной розницы и инвестициями в брэндинг. Сейчас розничный формат крупных поставщиков бижутерии представлен в основном небольшими киосками-витринами (2-5 кв. м.) или секциями в крупных торговых центрах площадью 20-30 кв. м.

Etalon-Jenavi занимается розницей давно, владеет сотнями точек продаж в Санкт-Петербурге и Москве; более 300 торговых точек в России и странах СНГ торгуют по франшизе. За 15 лет существования компании на двух петербургских заводах возникло единственное крупное в России производство бижутерии, выпускающее 500 тыс. изделий в месяц, 6 млн. изделий в год с оборотом $20 млн. Доля Etalon-Jenavi на рынке оценивается в 3%.

Etalon-Jenavi развивается только за счет собственной прибыли, да еще и умудряется скупать другие предприятия. В век аутсорсинга Etalon-Jenavi вышел практически на полное самообеспечение: компания производит витрины и упаковку, синтезирует алмазы, выращивает малахит, делает ювелирные инструменты, изготавливает бизнес-сувениры, имеет свои фото- и дизайн-студии. Всего Etalon-Jenavi приобрела 12 компаний, в том числе производство резинотехнических изделий и турфирму, которую создана, чтобы организовывать визиты в Санкт-Петербург зарубежным дилерам и отпуска сотрудникам. Все, что компания закупает у поставщиков,- это металлические листы и кристаллы Swarovski.

Такая стратегия привела к тому, что доля бижутерии в обороте компании снизилась до 85%. А смежные направления дают бизнесу устойчивость и позволяют не зависеть от сезонных колебаний рынка бижутерии. Однако растет не только Etalon-Jenavi. В последние годы на российский рынок начали выходить крупные иностранные поставщики и ритейлеры: британские Accessorize и Diva, итальянская Colors & Beauty, американская Clairs. Приход в Россию крупных международных сетей по продаже бижутерии и аксессуаров заставил отечественных дилеров дамских украшений пересмотреть стратегию бизнеса. Российский рынок бижутерии переживает бум.

У большинства ритейлеров, работающих в этой сфере, схожие стратегии бизнеса: они ориентируются на массмаркет (средний чек на бижутерию в магазинах составляет $20) и вкладывают в развитие розничной сети. Разнится рентабельность бизнеса российских и зарубежных игроков: если у Acceccorizes, по оценкам специалистов, этот показатель в прошлом году составил 300%, то крупнейшие отечественные поставщики бижутерии оценивают его в 20-30%.

Недавно британская сеть аксессуаров Diva подписала соглашение с IKEA об открытии своих магазинов в торгово-развлекательных центрах "Мега" в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Участники рынка и эксперты отмечают, что в "Меге" уже представлены другие сети бижутерии, однако появление нового оператора не повлияет на объем их продаж, поскольку рынок пока еще далек от насыщения. Кроме Diva в "Меге" уже представлены и другие игроки рынка бижутерии и аксессуаров - Colors & Beauty, Accessorize, Lady Collection, Pur Pur и др.

В Россию импортируются все виды бижутерии. Бижутерия со стеклянными элементами составляет 51% рынка. Магазины и рынки пестрят разнообразными цветными бусами, сережками и колечками. Значительную долю занимает контрафактная продукция, которая ввозится в основном из Турции. По различным оценкам, ее доля может достигать одной трети от всего объема рынка. Основные официальные импортеры Швейцария и Польша ввозят на территорию России около 70% бижутерии в денежном выражении. В число импортеров входят преимущественно страны Восточной Европы.

Россия тоже предоставляет свою продукцию на рынки Европы. Крупнейшим экспортером является Германия, чья доля экспорта составляет 53%. За ней с большим отрывом следуют США и Нигерия. Россия вывозит все виды бижутерии, кроме запонок и заколок.

Основная масса дешевой продукции, розничная цена которой 100-200 руб. -китайские, афганские, сирийские изделия. Украшения стоимостью 200-500 руб. производятся также в Китае. Но, как правило, на них написано, что изготовлены они в другой стране, и качество их немного выше. На долю дешевой бижутерии на московском рынке приходится примерно половина общих продаж (в натуральном выражении). Обычно она реализуется на рынках, в киосках подземных переходов и метро.

К средней ценовой группе относится товар, который продается под своей торговой маркой по цене 500-1 500 руб. за изделие. Как правило, это бижутерия отечественных, немецких, французских и итальянских фирм (Grey Stone, Bijoux Land, Сelena, InessM. Paris, "Эталон-Женави", "Альтес", "Авеню" и др.), а также некоторых китайских и корейских производителей. Это качественная и модная бижутерия, которая обеспечивает столичным торговцам не менее 40% продаж в натуральном выражении. А в денежном эквиваленте эта группа бижутерии держит первенство по сравнению с дешевыми и дорогими украшениями.

Эта бижутерия позволяет создать очень красивый ассортимент в торговой точке и привлечь больше покупателей, поэтому розничные торговцы чаще всего закупают у оптовиков именно бижутерию средней ценовой категории.

Украшения средней ценовой группы также активно продаются в прилавочно-витринных секциях и бутиках крупных торговых центров, в отделах универмагов, через интернет-магазины и в небольших специализированных магазинах.

На изделия дорогих брендов приходится примерно 10% общего объема продаж. В среднем их розничная цена составляет 1 500-4000 руб. за изделие. Хотя встречаются украшения и стоимостью $300-700. В эту ценовую группу входят украшения известных торговых марок - Yves Saint-Laurent, Christian Dior, Ted Lapidus, Christian Lacroix, Kenzo, Valentino и др. Изысканные украшения продаются в престижных магазинах и бутиках, где реализуется одежда этих же торговых марок. В этом сегменте в основном работают импортеры дорогой одежды и парфюмерии, которые самостоятельно закупают для своих магазинов украшения известных мастеров.

В течение последних двух лет российские поставщики переориентировались на более дорогую продукцию. Рынок расширяется, и появляются новые магазины с разнообразным ассортиментом бижутерии. По товарной структуре рынок также делится на две большие группы: непосредственно бижутерию и аксессуары для волос.

Розничный рынок бижутерии привлекает новых игроков минимальными инвестициями и стабильным доходом: торговая наценка на бижутерию колеблется в пределах 100-300%, а бывает, и выше. Некоторые оптовики, стремясь обеспечить высокую ликвидность своего товара на розничном рынке, рекомендуют своим клиентам делать минимальные розничные наценки. Но даже при таком подходе владельцы полностью покрывают свои убытки от не проданных в сезон остатков коллекций.

Проблем с закупкой товара у владельцев торговых точек не существует. Оптовики исправно обеспечивают розницу бижутерией. Бижутерия пользуется стабильным спросом. Большинство женщин охотнее купят быстро выходящие из моды украшения из недрагоценных материалов, чем из золота.

Половину покупок бижутерии совершают молодые девушки. Mapкетинговые исследования, проведенные крупными игроками рынка, позволили нарисовать собирательный портрет покупательниц украшений. Это активные девушки 16-25 лет, которые внимательно следят за а своим гардеробом, ориентируются в модной цветовой гамме текущего сезона, знают марки одежды и ходят на "тусовки" в демократичные кафе. Деньги им дают родители - на карманные расходы, или же они хорошо зарабатывают сами.

Рынок бижутерии еще не насыщен. Эксперты ожидают, что с его развитием произойдет консолидация мелких игроков и разделение рынка между несколькими крупными сетевыми игроками. Нельзя также исключать прихода новых крупных мировых сетей. Одиночки будут консолидироваться. Конкуренция обострится, потому что в бизнес будут активно приходить новички.

Александр Ларионов